Неприличная аккуратность: тест-драйв газового IVECO Stralis NP
Неприличная аккуратность: тест-драйв газового IVECO Stralis NP
Видом Iveco Stralis на дороге уже никого не удивишь: машина, мягко выражаясь, не самая новая. Но это не значит, что нужно отказываться от рассказа об этом тягаче. Во-первых, он это заслужил своей работой и хорошей репутацией, а во-вторых, эта машина, наравне с газовым Уралом NEXT, принимала участие в пробеге автомобилей на природном газе «Голубой коридор-2017: Иберия – Балтия». Историческая, можно сказать, машина. Грех в такую не забраться и не сжечь литр-другой газа.
Что такое Stralis?
В тот год, когда в Европе ввели в обращение евро, а в Белом доме Джордж Буш во время просмотра по телевизору матча по регби подавился солёным кренделем и потерял сознание, компания Iveco S.p.A. выпустила новый магистральный тягач. Если кто-то не вспомнил, когда это было, напомню — 2002 год. Iveco Stralis заменил устаревшие модели EuroStar и EuroTech. Для того времени Stralis был довольно-таки передовой техникой. Достаточно сказать, что в нём в некоторых версиях впервые в базе была доступна автоматическая коробка передач, хотя и сейчас есть выбор между МКПП, АКПП и “роботом”. При этом АКПП тут стоит Allison, а все остальные коробки — ZF. Но о технике мы поговорим позже.
Машина получилась удачной, за что заслуженно была отмечена премией «Грузовой автомобиль года – 2003». Но почивать на лаврах в Ивеко не стали, а принялись за подготовку рестайлинга. Его провели в 2007 году. Тягач изменился незначительно, и даже внешне (а поменяли только экстерьер и интерьер) мало отличается от дорестайлинговой версии. Важным изменением стало появление самой большой кабины в линейке — Active Space Cube.
В 2012 году году компания презентовала новое поколение Stralis, которое стало называться Iveco Stralis Hi-Way. И опять тягач был отмечен премией «Грузовой автомобиль года», правда, только в 2013 году. Сейчас Stralis в дорожной гамме грузовиков Ивеко занимает высшую позицию, оставив позади себя Eurocargo (9-18 тонн) и скромнягу Daily (3,5-7,2 тонны).
Особенность нашего сегодняшнего грузовика скрывается под буквами NP. Означают они Natural Power. Именно такое обозначение имеют автомобили Iveco, использующие в качестве топлива природный газ.
Когда мы говорим о природном газе, то имеем в виду метан. Конечно, на самом деле — это смесь газов, но содержание метана в ней превалирующее (93-95%).
Вот мы и начали говорить о газе. Кажется, пришла пора чуть-чуть поковыряться в технике.
Дальше и дешевле
В России газу не очень доверяют. Дело, видимо, в том, что кое-кто не раз сталкивался с покупкой легковых машин с ГБО с чудовищным пробегом и кучей сопутствующих проблем. Очевидно, что приобретение не слишком радовало своего нового владельца, и тот стал направо и налево рассказывать, что газ — это плохо. Но не надо путать установленное на бензиновые машины газобалонное оборудование для работы на пропан-бутане и истинно газовый мотор. Последних становится всё больше и больше, работают они исключительно на газе, обычно — на метане. Газ может быть как сжатым, так и сжиженным (CNG или LNG).
На нашем автомобиле стоит привычный для Ивеко мотор Cursor 8. В принципе, всё стандартно: рядная “шестёрка”, 24 клапана, декомпрессионный моторный тормоз Iveco Turbo Brake, 7,8 л, 1 400 Нм максимального крутящего момента (на нашей машине). Мощность тоже бывает разной, от 310 до 360 л.с. В нашем случае их 330 при 2 000 оборотах в минуту. Но в названии мотора есть ещё аббревиатура КПГ (или CNG) — то есть, он работает на сжатом (компримированном) газе.
Отмечу, что при желании можно заказать машину, оборудованную 510-литровым криобаком для сжиженного газа, но у нас такого нет. Поэтому запас хода у нашей машины 450 км, с криобаком был бы 750. Цифры эти приведены для тягача, шасси с надстройкой на одной заправке могут проехать значительно больше. И главное — дешевле: газ у нас стоит не так дорого, как солярка.
Коробки передач, как я уже говорил, бывают разными. У нас стоит 16-ступенчатая механическая коробка ZF (восемь передач с делителем). Ну и сзади нет тележки, есть одна ось, поэтому и колёсная формула очевидна: 4х2.
А вот подвеска тоже может быть разной: параболической, полностью пневматической и комбинированной, когда задняя пневматическая, а передняя — рессорная. Нашему двухосному тягачу параболическая подвеска не положена по статусу, поэтому довольствуемся пневмоподвеской с четырьмя пневмоэлементами. Но это не значит, что нас чем-то обделили. Тут есть система ECAS: она может поддерживать раму тягача на постоянной высоте в зависимости от загрузки, а также регулирует её положение во время загрузки и разгрузки. И, конечно же, она поможет адаптировать высоту для сцепления или расцепления полуприцепа.
У нас стоит стандартная задняя ось с одной главной передачей и блокировкой дифференциала. Вообще опционально можно заказать две передачи, в этом случае одна останется в мосту, а вторая главная передача будет обеспечена колесными редукторами. Максимальная нагрузка на ось — 13 тонн. А теперь минутка рекламы (прошу заметить — бесплатной): выбор передаточных чисел ведущих мостов очень велик. Числа могут варьироваться от 2,64 до 6,17, что позволяет подогнать машину под разные условия эксплуатации — шоссейные или те, где нужна максимальная тяга (например, на горных дорогах). Всё, рекламная пауза закончена, осталось сказать буквально пару слов про раму и можно забираться в кабину.
Рама сделана из балок C-образного сечения с двойным сужением, изготовленных из профильной стали. Толщина профиля обычной рамы — 6,7 мм. Машинам, эксплуатация которых будет проходить в тяжёлых условиях, полагается чуть более серьёзный профиль в 7,7 мм. И, разумеется, длину рамы (вместе с базой) тоже можно выбрать по желанию клиента.
На этом прекращаем занудную часть и переходим к весёлой — к поездке.
За рулём Iveco Stralis
Большое спасибо конструкторам за то, что они сделали кабину удобной для посадки. Конечно, по меркам “бескапотника”, но всё же. И ступеньки, и ручки оказываются там, где нужно, даже приятно.
Ещё более приятным оказалось кресло. Видимо, водитель этого тягача по биометрическим параметрам очень отличается от меня, потому что первая мысль на сиденье у меня была “чёрт, я тут долго не просижу”. Но обилие регулировок с сервоприводами исправило ситуацию практически сразу.
Теперь осталось победить рулевое колесо, но с этим всё оказалось ещё проще: тут есть пневматическая регулировка рулевого колеса. Штука очень удобная: нажимаем ногой кнопку в полу рядом с рулевой колонкой и двигаем руль во всех плоскостях так, как хочется. В итоге настройка занимает считаные секунды и не приходится соглашаться на компромисс, что иногда происходит при регулировке в каждой плоскости по очереди. В общем, штука удобная.
Разложив себя любимого по креслу, начинаем изучать приборы. То ли я давно не сидел в кабинах современных импортных (что важно) грузовиков, то ли здесь и вправду как-то всё “дорого-богато”. Пластик не вызывает отвращения, даже нет необходимости делать скидку формата “а что вы хотели от коммерческого транспорта”. Кнопки стоят как-то чересчур аккуратно, даже неприлично аккуратно. Никаких перекосов, зазоров, щелей и прочего грузового безобразия, которое характерно для отечественных машин (даже совсем новых), здесь нет.
Особенности и преимущества
К основным преимуществам тягача Ивеко Стралис относятся:
- возможность монтажа вспомогательных наружных агрегатов;
- система кондиционирования и фильтр для очистки воздуха;
- бортовой компьютер и монитор в салоне;
- возможность блокировки дифференциала ведущего моста;
- иммобилайзер и круиз-контроль;
- электростеклоподъемники;
- обогрев кресел;
- настраиваемое сидение водителя на пневмоподвеске;
- люк с электроприводом;
- козырек от солнца;
- зеркала с подогревом и автоматическим управлением;
- большая по площади кабина.
Также машину отличает высокая степень надежности, что выводит ее на один уровень с такими лидерами в своей отрасли, как Man, Volvo, Mercedes.
Технические характеристики
В зависимости от колесной формулы длина грузовика варьируется от 7823 мм до 11648 мм. Ширина «Ивеко стралис» равняется 2550 мм, высота – 2750 мм. Различные модификации автомобиля обладают разной колесной базой: 4200 мм, 4500 мм, 4800 мм, 5100 мм, 5700 мм, 6300 мм и 6700 мм. Передняя колея машины – 2049 мм, задняя колея – 1818 мм.
При совсем немалых габаритах и массе Iveco Stralis способен разгоняться до 110 км/час. Грузоподъемность модели составляет 12330 кг.
Расход Топлива
Потребление топлива моделью зависит от времени года. Так, в летний период «Ивеко стралис» в среднем расходует 28-29 л горючего на 100 км, в зимний период – до 35 л на 100 км.
Автомобиль оборудуется различными вариантами топливного бака. В базовой версии устанавливается стандартный 300-литровый бак. Однако опционально доступен объемный топливный бак на 1100 л (400 л и 700 л).
Ивеко стралис технические характеристики
Iveco Stralis технические характеристики имеют следующие значения:
Длина (зависит от формулы колес) | 7823-11648мм |
Ширина | 2550мм |
Высота | 2750мм |
Колесная база (зависит от модификации) | от 4200 до 6700мм |
Передняя колея | 2049мм |
Задняя колея | 1818мм |
Макс.скорость | 110 км/ч |
Грузоподъемность | 12330 кг |
Расход топлива iveco stralis на 100 км: лето зима | 28-29 л до 35л |
В разных модификациях Ивеко Стралис доступны вариации баков для топлива. Например, 300-литровый установлен в базовой версии авто. Но можно приобрести автомобиль и с баками объемом в 400, 700 или 1100 литров.
Заключение
Как видите, причин возникновения ошибки существует много. Поэтому при ее возникновении рекомендуем вам первым делом выполнить компьютерную диагностику. Это избавит вас от лишних трат времени и усилий. Ошибка EDC не является критичной, и если машина не глохнет, то ей можно пользоваться. Однако не рекомендуем вам долго ездить с горящей лампой EDC, не узнав истинной причины. Это может привести к другим неисправностям, ремонт которых обойдется вам в дополнительные растраты.
Коды ошибок
Если есть возможность воспользоваться сканером, то ряд причин неэффективной работы EDC можно выявить самостоятельно. Будут высвечиваться определенные цифры, говорящие о конкретной неисправности. Например, для машины MAN ошибка edc означает (расшифровка):
- 03778 10 — неправильная работа системы Common Rail, связанная с утечкой горючего в топливопроводах высокого давления (скорее всего, выбросы в «обратку»);
- 03775 02 — чрезмерно низкое давление, а если еще появляется ошибка 00094, то это может говорить, что вы заливаете при температуре минус 15 градусов в бак летнее топливо;
- 03779 — падение давления горючего происходит «благодаря» клапану рампы либо форсунке – солярка «стравливается» в обратный трубопровод.
Для грузовиков других марок – Scania, Iveco и т. д. причины загорания лампы EDC те же, разница лишь в цифровом обозначении кода ошибки для каждой конкретной модели. После успешного поиска причины зажигания лампы и решения проблемы не забудьте сбросить настройки ЭБУ. Если ремонт производился в квалифицированном автосервисе, все сделают мастера.
После самостоятельных работ отключите минусовую клемму АКБ на 10-15 минут — прошлые данные из памяти ЭБУ пропадут.
Грузовик MAN
Как это делают (выписки из спецификации)
В основу конструкции автомобилей этой серии заложена концепция максимальной простоты и функциональности. Для работы в сложных условиях применена рама с толщиной лонжеронов 10 мм и высотой 309 мм. Ведущие мосты грузоподъёмностью 16 т с двухступенчатыми редукторами оснащены блокировками межосевых и межколёсных дифференциалов. Ещё из особенностей этого самосвала – усиленный передний мост грузоподъёмностью 10 т, раздаточная коробка ZF с отключаемым передним мостом, двускатная ошиновка 12R24 (применены шины марки КАМА). Топливный бак решили установить весьма достойный – 455 л.
Самосвальная надстройка производства ООО «ИВЕКО-АМТ» имеет объём 16 м 3 , толщина бортов – 6 мм, толщина днища – 8 мм. Кузов оснащён усиленной системой обогрева для северных широт. Самосвальная гидравлика поставлена компанией Binotto. Изготовление самосвальных кузовов и других надстроек ведётся на ООО «ИВЕКО-АМТ» с 2006 года по полному циклу, включая разработку конструкции, сварку и окраску. Согласно техзаданию, расчётный ресурс всего транспортного средства составит не менее 1 000 000 км, гарантийное сопровождение обеспечивается до пробега 200 000 км, плановое техническое обслуживание необходимо проводить через каждые 40 000 км или 800 моточасов. Неплохие многобещающие числовые значения…