Электровоз ВЛ80 — история, характеристики
Электровоз ВЛ80 — история, характеристики
Аббревиатура электровоза ВЛ означает «Владимир Ленин». Уже по этому можно догадаться, что эта машина советского производства.
Электровоз этого типа впервые начал эксплуатироваться еще в 1961 году. Он разрабатывался для грузовых целей как электровоз переменного тока. Эта гордость советского машиностроения была построена в Новочеркасске, а вот комплектующие к нему поставлялись с других регионов Советского Союза.
Конструкция [ ]
Электровоз ВЛ80т
Пульт управления электровоза ЧС7
Машинное отделение ЧС4
Машинное отделение ДЭ1
Электровоз состоит из механической части, электрического и пневматического оборудования. Особенности конструкции определяются его мощностью, максимальной скоростью и другими условиями эксплуатации, для которых проектируется электровоз.
Механическую часть электровоза составляют: кузов, тележки, рессорное подвешивание, тормозная рычажная передача. Тележка включает в себя раму, колёсные пары, тяговые двигатели, буксы и элементы тяговой передачи — редукторы. Кузов электровоза (секции электровоза) опирается через опоры на двух- или трёхосные тележки. Под каждой секцией электровоза тележек может быть две двух- или трёхосных или три двухосных (ВЛ85, ЭП1). Тележки через систему рессорного подвешивания и буксы опираются на России электровозах применяется индивидуальный тяговый привод, при котором каждая машиниста, коммутационное оборудование, вспомогательные электрические машины, компрессор и пневматическое оборудование. Всё оборудование электровоза, находящееся под напряжением, опасным для жизни человека, размещается в высоковольтной камере (ВВК) или в закрытых шкафах. Для предотвращения доступа человека в ВВК или шкафы предусмотрена система электромагнитных или пневматических блокировок. Коммутационное оборудование электровоза состоит из индивидуальных и групповых контакторов, служащих для выполнения переключений в силовой цепи электровоза и цепях вспомогательных машин. Для обеспечения токосъёма с контактной сети используются токоприёмники, устанавливаемые на крыше электровоза. Регулирование мощности и скорости движения (и тягового усилия) электровоза производится путём изменения напряжения на якоре и коэффициента возбуждения на коллекторных ТЭД или изменением частоты и напряжения питающего тока на асинхронных ТЭД. Регулирование напряжения выполняется несколькими способами. На электровозах постоянного тока — путём переключения групп тяговых двигателей с последовательного соединения (все ТЭД электровоза соединяются последовательно, напряжение на один ТЭД восьмиосного электровоза — 375 В при напряжении в контактной сети 3 кВ) на последовательно-параллельное (2 группы по 4 ТЭД, соединённых последовательно, напряжение на один ТЭД — 750 В), на параллельное (4 группы по 2 ТЭД, соединённых последовательно, напряжение на один ТЭД — 1500 В), при этом для получения промежуточных значений напряжения на ТЭД в цепь включаются группы реостатов, что позволяет получить ступени регулирования в 40—60 В. На электровозах переменного тока — путём переключения выводов вторичной обмотки трансформатора (электровозы ВЛ60, ВЛ80 (кроме ВЛ80р)), путём переключения выводов первичной обмотки трансформатора (электровозы ЧС4, ЧС4Т, ЧС8), путём плавного регулирования напряжения с помощью ВИП (выпрямительно-инверторного преобразователя) (электровозы ВЛ80р, ВЛ85, ВЛ65, ЭП1, 2ЭС5К). Электровоз с вагонами соединяется при помощи автосцепного устройства или винтовой упряжью, в зависимости от региона где он эксплуатируется. На электровозах с сочленёнными тележками (ВЛ8) автосцепка размещается на крайних поперечных балках тележек. На электровозах, имеющих несочленённые тележки, автосцепка устанавливается в раме кузова.
Для чего предназначался
Такой тип электровозов разрабатывался с целью использования на электрифицированных железнодорожных магистралях Советского Союза, где есть однофазный ток промышленной частоты. Номинальное напряжение должно быть в районе 25кВт.
Оборудование, которое установлено, предназначено для работы в условиях напряжения 19 – 29 кВт. Поражает разница температур окружающей среды от -50 до +40 градусов, влажность воздуха может достигать 90%. Высота над уровнем моря может быть до 1200 м.
Конструкторы разработали машину двухсекционной, установили реостатную систему торможения. Машинист может управлять одновременно двумя электровозами.
В комплект электровоза вошли инструменты, а также запасные части и детали для осуществления ремонта и технического обслуживания. Есть также техническая документация, которая необходима для правильной эксплуатации, а также проведения ремонтных работ, если возникнет такая необходимость.
Конструкция электровоза ВЛ80С – это две секции, которые между собой соединяются способом автосцепки. В состав каждой секции входят двухосные тележки, а также кузов.
Конструкция
Механическая часть предназначена для реализации тяговых и тормозных сил, развиваемых электровозом, а также для защиты от воздействия внешней среды, электрического и пневматического оборудования, обеспечения заданного уровня комфорта и безопасных условий работы локомотивных бригад.
Локомотив состоит из двух секций, соединенных между собой автосцепкой. Каждая секция имеет кузов и три двухосные бесшкворневые тележки.
Вертикальная и поперечная связи кузова с тележками осуществлены: на крайних тележках — посредством элементов люлечного родвешивания, на средних — комплектом упругих качающихся сжатых стержней. Продольная связь тележек с кузовом выполнена наклонными тягами двустороннего действия, работающими на растяжение— сжатие. Ударно-тяговые приборы установлены на кузове.
Механическая часть рассчитана при эксплуатации электровоза на пути, имеющем следующую характеристику:
- Тип рельса Р65
- Балласт щебеночный
- Число шпал на 1 км пути, шт 1840
- Минимальный радиус кривых, м 300
Кузов
Электровоз ВЛ85 состоит из двух шестиосных секций. Кузов каждой секции электровоза опирается на три двухосные тележки. Тяговые и тормозные усилия передаются на кузов с помощью наклонных тяг (традиционной для тепловозов и электровозов является схема с использованием шкворней). Средняя тележка принимает массу кузова не через примененные на электровозах ВЛ80С, ВЛ10У и крайних тележках ВЛ85 люлечные подвески, а через длинные качающиеся опоры, что позволяет ей более свободно смещаться в поперечном направлении при прохождении кривых.
Несмотря на теоретически бо́льшую стойкость тележек с наклонными тягами к боксованию (точка передачи тягового усилия находится ниже осей, поэтому момент от неё не складывается с вращающими моментами колес, способствуя разгрузке передней колесной пары, а компенсирует их), сцепные свойства ВЛ85 несколько хуже, чем у электровоза-предшественника ВЛ80Р, вероятно, из-за невозможности равномерного распределения веса по трем тележкам.
Электрооборудование
Для обеспечения токосъёма с контактной сети использованы два токоприёмника типа пантограф, расположенные по концам каждой секции (над кабиной машиниста). Токоприёмники двух секций соединены между собой через шину, проходящую через всю длину крыши. В центральной части крыши каждой секции расположены воздушный главный выключатель (ГВ) и главный ввод, ведущий к первичной обмотке трансформатора.
На каждой секции установлен тяговый трансформатор ОНДЦЭ-10000/25 номинальной мощностью 7100 кВА. Трансформатор имеет обмотку высокого напряжения, три тяговых обмотки, каждая с двумя отпайками, обмотку собственных нужд (также с двумя отпайками — для нормального, повышенного и пониженного напряжения в контактной сети), обмотку возбуждения тяговых двигателей в режиме рекуперации. На секции стоят три тиристорных выпрямительно-инверторных преобразователя ВИП-4000. Каждый ВИП питается от собственной тяговой обмотки и предназначен для питания двух соединённых параллельно тяговых двигателей одной тележки. ВИП в режиме тяги выпрямляет переменный ток в постоянный с плавным регулированием напряжения путём зонно-фазового регулирования (открываются тиристоры, подключенные к разным отпайкам — так образуются зоны, а также изменяется угол открытия тиристоров, то есть фаза), а в режиме рекуперативного торможения работает как инвертор, ведомый сетью — преобразует постоянный ток в переменный с частотой 50 Гц.
На опытных электровозах были применены колёсно-моторные блоки, как и на электровозах ВЛ80Т, ВЛ80С, ВЛ80Р (тяговый двигатель НБ-418К6 и унифицированная электровозная колёсная пара — для серий ВЛ10, ВЛ11, ВЛ80). Сделано это было для ускорения выпуска опытных электровозов, так как более мощные и экономичные тяговые двигатели НБ-514 ещё не были готовы. На серийных электровозах устанавливались тяговые двигатели НБ-514.
Стоит отметить, что у двигателя НБ-514 в четыре раза снижено аэродинамическое сопротивление вентиляционных каналов[1], что позволило вдвое сократить число вентиляторов на электровозе. В отличие от предыдущих электровозов, где ВУК или ВИП и сглаживающие реакторы охлаждаются отдельными вентиляторами, а тяговые двигатели отдельными, на ВЛ85 применена последовательная схема — сначала воздух от одного вентилятора охлаждает ВИП, а затем разделяется и охлаждает сглаживающий реактор и тяговые двигатели. Для охлаждения тягового трансформатора установлен отдельный вентилятор.
Также впервые на электровозе ВЛ85 установлен блок автоматического управления БАУ-2, позволяющий автоматически поддерживать ток тяговых двигателей и скорость в режимах тяги и рекуперации. Изменена и кабина машиниста — раздельные пульты машиниста и его помощника заменены на единый пульт, занимающий всю переднюю часть кабины.
Конструкция
Элементы управления.
Для полноценного представления элементов управления агрегата и их расположения, разберём их ниже. Итак, вашему вниманию будут представлены 39 частей:
- Рукояти переключения вращательных частот шпинделя. Располагается на корпусе левой тумбы.
- Рукоять для установки величин подачи, отключение коробки. Находится на корпусе левой тумбы ниже шпиндельной коробки.
- Рукоять для установления типовой резьбы (питчевой, метрической, модульной, дюймовой), а также для осуществления подачи. Находится на корпусе левой тумбы, ниже шпинделя.
- Рукоять для установки шага резьбы и подач. Находится также ниже шпиндельной коробки.
- Табличка обозначения резьб. Находится там же, где и рукояти управления по резьбам.
- Рукоятка для выбора шага резьбы (увеличенный шаг, стандартный). Находится на передней бабке.
- Рукоятка для выбора направления резьбы (левая, правая). Месторасположение — левая бабка.
- Рукоять для переключения частот вращения шпиндельной головки. Находится на передней бабке.
- Табличка с обозначениями.
- Переключатель выбора напряжения. Находится на пульте управления.
- Табличка с обозначениями пульта управления.
- Переключатель установки напряжения. Находится на пульте управления.
- Тумблер отключения или включения двигателя охлаждения. Местонахождение на пульте управления.
- Тумблер автоматический. Находится на пульте управления.
- Винт для зажима кожуха, обеспечивающего ограждение кулачкового патрона. Расположен на кожухе.
- Тумблер выключения освещения. Расположен непосредственно на лампе освещения.
- Винт для зажима штанги с экраном. Находится внизу самого экрана.
- Рукоять для зажимания и поворота резцедержателя. Находится на подвижном суппорте.
- Сопло для подачи охлаждающего элемента, которое регулируется. Местоположение — суппорт.
- Винт для крепления трубки системы охлаждения. Находится также на суппорте.
- Рукоять перемещения каретки в поперечном направлении. Располагается на суппорте.
- Рукоять для перемещения верхней каретки. Имеется на суппорте.
- Винт, который зажимает суппорт.
- Рукоять для закрепления пиноли. Находится на задней бабке.
- Гайка для зажимания задней бабки на самой станине. Находится на правой (задней) бабке.
- Маховик выдвигания пиноли. Расположен он непосредственно на пиноли.
- Винт, с помощью которого осуществляется движение задней бабки в поперечном направлении.
- Рукоять для механического движения поперечных салазок и каретки. Имеется на задней бабке.
- Рукоять для включения гайки, расположенной на ходовом винте.
- Рукоять, которая включает вращение, реверс и тормоз шпинделя. Присутствует на задней бабке.
- Рукоять для закрепления арматуры, относящейся к освещению. Находится на суппорте, у основания арматуры, ведущей к лампе освещения.
- Сигнальная табличка, показывающая включен или выключен ходовой винт. Находится на суппорте.
- Кнопка, включающая реечную шестерню. Находится за маховиком на суппорте.
- Маховик, обеспечивающий продольное движение конструкции суппорта.
- Рукоять, отвечающая за реверс, тормоз, вращение шпиндельной головки. Находится на передней бабке.
- Табличка, предупреждающая о высоком напряжении. Имеется внизу левой тумбы.
- Табличка, указывающая на место заземления. Местоположение — передняя тумба, сбоку.
- Кнопка остановки (кнопка «стоп»). Присутствует на пульте управления. Как правило, используется на станках модели ИТ-1ГМ.
- Сигнальная лампа. Находится на пульте управления. Применяется обычно на модели ИТ-1ГМ.
Когда все детали оборудования нам известны, можно приступить к электронике станка.