Diyargroup.ru

Ремонт Строй
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Схема проводки КамАЗ 5320: Цветная с описанием

Схема электрооборудования КамАЗ 5320 выполнена по однопроводному принципу. Минусовой контакт – корпус автомобиля. К нему крепится минусовая клемма аккумуляторной батареи и минусовые выводы устройств. Плюс аккумуляторной батареи подключается к потребителям при помощи медных проводов.

проводки КамАЗ

ВАЖНО: Во избежание возникновения короткого замыкания в бортовой сети автомобиля, провода оснащены изоляцией, устойчивой к воздействию влаги и перепадам температур.

В электрооборудование входит, одновременно, несколько систем:

  • Внешнего освещения;
  • Запуска силового агрегата;
  • Питания электрооборудования;
  • Световой сигнализации;
  • Автономного обогревателя;
  • Очистки ветрового стекла;
  • Приборов и контрольных ламп;
  • Салонного освещения.

Воздухораспределитель КамАЗ

При однопроводном приводе соединительная магистраль присоединена к выводу I. Подавае­мый сжатый воздух отгибает края манжеты 1 поршня 2 и проходит в бал­лон прицепа через вывод IV. Камеры прицепа выводом III соединены с атмосферой через открытый выпускной клапан 5, полую клапанную втулку 6 и атмосферный вывод II.

При падении давления в магистрали (торможение) давление в вы­воде I также уменьшается, и поршень 2, преодолевая сопротивление пружины 9, под действием давления в выводе IV движется вниз. Вместе с ним перемещаются шток 3 и поршень 4. При этом выпускной клапан 5 закрывается, а впускной клапан 7 открывается, и сжатый воздух из баллона прицепа через вывод IV поступает к выводу III к далее к камерам прицепа. Следящее действие осуществляется поршнем 4.

Если давление в соединительной магистрали повышается (происхо­дит оттормаживание), процесс проходит в обратном порядке. Поршни 2 и 4 движутся вверх, впускной клапан 7 закрывается, затем открыва­ется выпускной клапан 5, соединяя вывод III (тормозные камеры) с атмосферным выводом II.

В случае двухпроводного привода питающая магистраль присоеди­нена к выводу I, а управляющая (тормозная) магистраль — к выводу V. Подаваемый по питающей магистрали сжатый воздух через манжету 1 поршня 2 поступает в баллон прицепа через вывод IV.

При торможении сжатый воздух, подаваемый к выводу V, воздей­ствует на поршень 11 и перемещает его вниз. Сжатый воздух из баллона прицепа поступает в тормозные камеры, присоединенные к выводу III, Следящее действие осуществляется в этом случае поршнем II.

Воздухораспределитель имеет встроенный уравнительный клапан 10. При однопроводном приводе, когда давление воздуха, подводимого к выводу I, не превышает 5,2 кгс/см2, клапан 10 не работает. В случае двухпроводного привода при подаче к выводу I сжатого воздуха с номи­нальным давлением 7 кгс/см2 клапан 10 открывается, и давление над поршнем 2 и под ним выравнивается.

При аварийном падении давления в питающей магистрали клапан 10 сначала остается открытым, и давление в баллоне прицепа также умень­шается. Если давление в магистрали становится ниже 5,3 кгс/см2, то клапан 10 закрывается, и давление в баллоне прицела и над поршнем 2 не изменяется. При дальнейшем понижении давления в магистрали воздухораспределитель тормозит прицеп так же, как и при однопровод­ном приводе.

Воздухораспределитель КамАЗ

Рис. 127. Воздухораспределитель КамАЗ:

I — вывод в соединительную или питающую магистраль; II — вывод в атмосферу; III — вывод к тормозным камерам; IV — вывод к воздушному бал дону; V — вывод в управляющую тормозную магистраль;

Читайте так же:
Где должна быть розетка под духовой шкаф

1 — манжета; 2 — поршень; 3 — шток; 4 — внутренний поршень; 5 — выпускной клапан; 6 — втулка клапана; 7 — впускной клапан; 8 — пружина; 9 — уравновешивающая пружина; 10 — уравнительный клапан; 11 — наружный поршень.

Распиновка 7 пиновой розетки

Ниже показан рисунок с распайкой 7-ми пинового разъема (розетка и штекер). Указана типичная расцветка проводов для авто российской сборки (возможно отклонение по цветам). В европейских машинах на разъеме могут быть задействованы не все контакты.

Распиновка розетки прицепа грузового автомобиляРаспиновка 7-пин розетки фаркопа (А) и соответствующего штекера (В) прицепа

Пояснение к рисунку:

  1. Сигнал управления поворотником левого борта.
  2. Подключение ПТФ (в иномарках контакт может быть не задействован).
  3. Масса.
  4. Сигнал управления поворотником правого борта.
  5. Габаритные огни левого борта.
  6. Управление стоп-сигналами.
  7. Габаритные огни правого борта

На текущий момент 7 контактный разъем в современных иномарках практически не используется, там устанавливаются розетки на 13 пин. Если на прицепе штекер старого типа, подключить его к новому евроразъему можно с помощью специального переходника, что значительно проще, чем менять разъем.

Распиновка розетки прицепа грузового автомобиляПереходник с 7 на 13 пин

Как тормозной клапан работает во время торможения

В момент активной рабочей фазы сжатый воздух отправляется на выходные отверстия. Через другой канал сжатый газ отправляется на контрольный выход, а далее – на общую магистраль. Эти манипуляции обеспечивают давление на поршень такое, что позволит его уравновесить с усилием снизу.

Поршень, расположенный выше, функционирует из-за силы давления воздуха плюс пружинное усилие. Одновременно должен быть уравновешен средний поршень по аналогичным факторам.

Во время растормаживания сжатый газ отправляется в атмосферу через соответствующий канал. Пружинное усилие переводит поршни в верхнее положение. Параллельно происходит передвижение штока вниз. Также внутренние и внешние входы связываются, ведь этому способствует отрыв клапана из посадочного места.

Тормозной кран на прицепе

Сжатый газ вынуждает двигаться шток и поршень вверх, при этом малый и большой поршневой элементы идут в противоположном направлении. Если происходит активация стояночного либо дублирующего тормоза, то сжатый газ направляется по атмосферному каналу ручного крана и удаляется из системы. Уровень давления за мембраной уменьшается, снижая нагрузку на рабочие части. Одновременно происходит упор седла в клапан, отделяя сопряжение с атмосферой. Позже клапан открывается, обеспечивая взаимное сообщение главной магистрали и выходного потока.

Как определить неполадки самостоятельно

Чтобы проверить, в каком состояние находится электрооборудование, возможно провести диагностические мероприятия в домашних условиях. Так, например, владелец КамАЗ Евро 4 может измерить напряжение в определенном месте электрической цепочки. Достаточно приобрести мультиметр.

Специалисты рекомендуют каждому водителю купить универсальное диагностическое устройство, чтобы контролировать техническое состояние автомобиля.

Алгоритм действий, если цепь на КамАЗ Евро 4 вышла из строя:

  • подключить щуп тестирующего устройства к клемме АКБ со знаком минус;
  • второй щуп подключают к участку, который требует диагностической проверки. Лучшего всего, если он будет установлен в непосредственной близости к аккумулятору;
  • когда загорается лампочка или дисплей мультиметра отображает напряжение – проверяемый участок работает в нормальном режиме. Соответственно, осуществлять ремонт проводки именно здесь не требуется;
  • следующий шаг – провести диагностическую проверку на всех участки электрической цепочки. Если на каком-либо из них отсутствует напряжение, то это означает, что неисправность кроется именно здесь;
  • как правило, проблемы в проводке объясняются плохим контактом.
Читайте так же:
Как от одной розетки запитать еще одну

Не посещая сервис, можно попробовать самостоятельно найти участок, в котором произошло короткое замыкание:

  1. Извлечь элемент предохранителя из гнезда, который отвечает за диагностируемый элемент.
  2. Перевести тестирующее устройство в вольтметр.
  3. Первый щуп подключают к предохранительным клеммам. Предварительно проконтролировать, чтобы все элементы цепи и дополнительные девайсы были отключены.
  4. Пошевелить кабель. На дисплее должны появиться значения, которые будут указывать на то, что произошло короткое замыкание. Зачастую неисправность проявляется, когда перетирается изоляционный провод.

Благодаря современному проверочному оборудованию, владельцы КамАЗ Евро 4 могут без лишних затрат проверить состояние электрооборудования.

Схема наружной световой сигнализации и блокировки колес

Схема наружной световой сигнализации и блокировки колес

Способы подключения розетки фаркопа

Есть два варианта выполнить подсоединение:

Рассмотрим каждый из них.

Штатное подключение

У многих современных автомобилей для подключения электрической разводки прицепа предусмотрен разъем, к которому подводятся управляющие провода и питание. В этом случае достаточно подобрать соответствующий штекер и подсоединить его к проводке прицепа (согласно распиновке, указанной в руководстве пользователя).

Штатная розетка фаркопа

Такой способ подключения наиболее оптимален, поскольку не требует вмешательства в электропроводку. Заметим, что самостоятельные манипуляции с ней приводят к потере права на гарантийное обслуживание.

Подключение универсальным способом

Когда соединительная фишка не предусмотрена в конструкции, владелец авто может установить ее самостоятельно. Единственное ограничение для этого – наличие бортового компьютера. Если его нет, то розетку подключают напрямую, соединив ее проводами с управляющими цепями при помощи специальных клипс (рис. 3) или методом пайки.

Рисунок 3. Соединительные клипсы

Предварительно следует найти нужные провода, наличие схемы электропроводки существенно ускорит эту процедуру. Желательно проверить соответствие найденной цепи, сделать это можно при помощи мультиметра.

Как уже упоминалось, данный способ не подходит для транспортных средств, оборудованных бортовым компьютером. Это связано с тем, что подключение прицепа напрямую к сигнальным цепям вызовет в них увеличение нагрузки, что будет воспринято компьютером, как неисправность.

Решить проблему можно с помощью специального устройства – блока согласования, он включается между шиной управления и элетропроводкой прицепа (распайка шины указана в руководстве). Не будем здесь приводить принцип работы этого устройства, поскольку это тема отдельной статьи. В результате установки блока согласования бортовой компьютер «не заметит» подключения к системе электропроводки прицепа.

Разобравшись со способами подключения, перейдем к распиновкам розеток. Вначале рассмотрим классические европейские стандарты, потом ознакомимся с их американским вариантом.

Электрика полуприцепа

Электрика полуприцепа 18

Современный грузовой прицеп имеет сложный комплекс узлов, которые при работе используют электрооборудование. Среди них: светотехника, системы ABS, ESP, сигнализация. Электрооборудование полуприцепа соединяет его с грузовым транспортом и обеспечивает безопасную езду. ПДД запрещают передвижение без осветительного оборудования. Водителям важно следить за исправностью каждого элемента.

Осветительное оборудование тягачей

Светотехника полуприцепа играет важную роль в его эксплуатации. От правильно установленных и подключенных осветительных приборов зависит в целом безопасность водителя и других участников дорожного движения. Важно, чтобы световая техника была исправной, соответствовала требованиям производителя. Когда неисправен габаритный фонарь, движение авто ограничивается или становится опасным. Без него нельзя ехать в вечернее время суток.

Читайте так же:
Зарядное устройство для фонарика от розетки

Световое оборудование полуприцепов представлено в двух больших категориях: внешнее и внутреннее.

Внешние световые приборы

Наружная оптика полуприцепа делится на несколько типов в зависимости от места установки:

1. Боковые осветительные приборы: поворотные лампочки, маркировочные огни.

габариты.jpg

2. Задние огни: стоп-сигнал, габаритные и поворотные фонари, лампы заднего хода.

задний фонарь.jpg

При покупке задних габаритных огней можно выбрать модель, учитывая подходящий излучательный элемент: традиционная лампа накаливания, газоразрядная или галогенная лампа.

Разновидности задних фонарей:

● По назначению. При покупке нужно учитывать функцию фонаря: фонари заднего хода, многокамерные, блок фары, противотуманные и т.д.

● По типу. Производители предлагают ламповые и светодиодные изделия. Первые стоят дешевле, но имеют меньшую энергоэффективность и быстрее перегорают.

● По степени защищенности от влаги. Различают герметичные (влагозащищенные) и условно герметичные. Нужно учитывать будущие условия эксплуатации.

● По конструкции. Разборная или неразборная. В первом случае удастся самостоятельно менять лампы.

● По типу подключения. Клеммы/кабель или байонет.

Набирают популярность световые фонари с LED лампой. Главное преимущество таких изделий в длительном сроке эксплуатации, минимальном энергопотреблении.

Основные задачи световых приборов заключаются в следующем:

● Освещение пути ночью или при недостаточной видимости дороги.

● Сигнализация разного рода.

● Идентификация автопоезда на магистрали.

Перед выездом водителю необходимо тщательно проверить исправность всей светотехники, чтобы обезопасить себя.

Внутреннее освещение

Процесс погрузки и разгрузки груза из полуприцепа будет более комфортным и эффективным, если внутри фургона будет установлено дополнительное освещение. Это крайне необходимо для ночной погрузки. Можно подобрать светодиодные фонари или лампы накаливания.

Розетки для подключения осветительных приборов автофургонов

На новых полуприцепах зачастую устанавливают 2 разъема под осветительные приборы – N или S типа.

● Типа N используется для проводки габаритов, индикаторов тормозной системы от авто до прицепа.

розетка тип N.jpg

● Типа S предназначен для передачи питания на фонари заднего хода, противотуманки.

розетка тип S.jpg

Внешне они не имеют существенных отличий, единственное, что в редких случаях крышка S – белого цвета, а N – черного.

Для подключения розетки используется один из способов – универсальный или штатный.

● Штатный тип подключения розетки

Практичный способ, который подходит в случаях, когда грузовое авто еще при производстве оснастили разъемом для установки полуприцепа MAN. Не требует вмешательства в электрическую систему.

При отсутствии в авто штатной розетки можно устанавливать ее самостоятельно. Для этого требуется бортовой компьютер на транспортном средстве.

Системы ABS и EBS

Антиблокировочная система (АБС) используется для исключения блокировки колес во время торможения авто. Благодаря этому достигается уменьшенная протяженность тормозного пути, повышается стабильность транспортного средства.

Электронная система EBS – это отдельная система для управления тормозом, сочетающая в себе преимущества ABS и ASR.

Читайте так же:
Высота установки розетки рукосушителей

Антиблокировочная система полуприцепа имеет пневматический привод: когда водитель нажимает на тормозную педаль, воздух проходит через все магистрали и подается в тормозные цилиндры. Это занимает время. EBS, в свою очередь, обеспечивает ускоренную передачу электрического сигнала на блок в прицепе и оптимизирует процесс передачи воздуха из ресиверов в тормозные камеры.

Электрооборудование, как и другие узлы полуприцепа могут оказаться поломанными и неисправными. Водителю стоит внимательно следить за исправностью электрики и своевременно устранять поломки, чтобы избежать аварийно-опасных ситуаций на дорогах.

Как переключать передачи на КамАЗе

Большинство КамАЗов оснащены механическими 5-ступенчатыми КПП. Переключение передач осуществляется нажатием педали сцепления и выбором рычагом коробки нужной передачи, но переводить делать это нужно поэтапно.

  • — Переключение передач выполнять при выключенном сцеплении.
  • — Педаль сцепления нажимать до упора.
  • — Включение и переключение передач производить при минимальных оборотах холостого хода.
  • — Начало движения осуществлять только с первой передачи (во избежание преждевременного выхода из строя сцепления).

На КПП КамАЗа 15-ой серии и коробках ZF предумотрен делитель с двумя режимами: повышенный «В» и пониженный «Н». Для переключения режима необходимо перевести переключатель управления делителем передач в нужное положение, а затем нажать и после небольшой выдержки (1 секунда) отпустить педаль сцепления – передача включится автоматически.
Для одновременного переключения передачи и включения высшей или низшей передачи необходимо установить переключатель управления делителем в положение «В» или «Н», потом выжать педаль сцепления и переключить рычаг.

Схема переключения передач

Схема переключения передач в коробке передач модели 144
Схема переключения передач в коробке передач модели 154 Схема переключения передач в коробке передач модели 154
Схема переключения передач в коробке передач модели ZF 9S1310 переключения передач в коробке передач модели ZF 9S1310): 1-2-3-4-низшие передачи (низший диапазон демультипликатора); 5-6-7-8-высшие передачи (высший диапазон демультипликатора). При замедлении переключать передачи только последовательно:8-7-6-5-4-3-2-1. При движении всегда держать передачу включенной. Пониженная передача «С» предназначена для трогания в тяжелых дорожных условиях и для маневрирования. На коробках «ZF» запрещается переключаться с высшего диапазона демультипликатора на низший при скорости более 30 км/час и двигаться при нейтральном положении рычага переключения передач. Схема переключения передач в коробке передач модели ZF 9S1310

Чтобы тронуться с места необходимо переключение скоростей в несколько этапов, для пример привередем схему старта и разгона КамАЗа на ровной дороге с твердым покрытием:

  • 1-я передача, повышенный режим (В);
  • 2-я передача, повышенный режим (В);
  • 3-я передача, повышенный режим (В);
  • Переход на 2-ю пониженную (Н) ступень и переключение на 4-ю передачу;
  • Переход на первичную ступень (В), передача остаётся 4-я;
  • Переход на пониженную ступень (Н), включение 5-й передачи;
  • Возвращение на повышенную ступень (В), остаёмся на 5-й передаче.

Краткая запись схемы: 1В — 2В — 3В — 4Н — 4В — 5Н — 5В.

Главная особенность начала движения на КамАЗ — это плавный старт и набор скорости с использованием пониженных передач.

При большой загруженности или движении сложных условиях, первые четыре передачи желательно переключать в пониженном режиме (Н), после перейти на 4-ю повышенную передачу, затем пониженную 5-ю (Н) и после на 5-ю повышенную (В).

Читайте так же:
Как выбрать проходную розетку

Правильно выбранный режим экономит топливо и минимально изнашивает силовую установку.

Особенности коробок ZF моделей 161 и ZF-9S109

Переключение передач в демультипликаторе происходит автоматически: включение высшей передачи — при переходе рычага управления коробкой передач из положения четвертой в положение пятой, низшей — при переключении с пятой на четвертую. При переводе рычага через положение «◊»
срабатывает клапан, обеспечивающий автоматическое переключение демультипликатора.

При включении низшего диапазона в демультипликаторе на панели приборов загорается специальный индикатор.

На модели ZF-9S109 имеется также дополнительная передача «С», предназначенная исключительно для того, чтобы осуществлять движение в сложных ситуациях (большом количестве снега на дороге, обледенении, грязи) и для маневрирования.

Во время переключения демультипликатора шток рычага переключения передач основной коробки блокируется, при этом на рычаге ощущается усилие, после чего рекомендуется выждать 1-1,5 секунды для обеспечения переключения передачи в демультипликаторе.

Движение на подъемах

При подъеме необходимо переключиться на пониженные режим «Н».

Следуйте следующим правилам:

  • — При переключении с 1 на 2 передачу при подъеме на КамАЗе надо использовать способ двойного выжимания педали сцепления.
  • — Чтобы коленвал правильно работал при переключении передач, нужно пользоваться педалью подачи горючего, ее тоже надо периодически нажимать. При этом можно преодолеть любой самый крутой подъем.
  • — При подъеме обороты двигателя должны быть больше 2000 об/мин. Иначе двигатель может перегреться и остановиться.
  • — Во время подъема переключаетесь на нужный режим, это облегчит работу мотора и всех узлов машины.
  • — Своевременно переключайте нужные передачи.

Управление на спусках

Двигаясь на спуске — нельзя выключать двигатель, так как прекращается работа усилитиля и блокируется рулевое управление, что может привести к аварийной ситуации.

Проблемы возникают и с тормозами, поскольку тяжелая техника оборудована вспомогательной системой. Активация последней, исключает возможность пользоваться педалью сцепления и переходить с одного режима на другой.

Передвижение по оледенелой дороге

Передвижение на этом отрезке трассы выполняется с наибольшим запасом хода и скорости. Остановку требуется выполнять совместно со вспомогательной системой.

Учитывайте следующее:
— Соблюдайте дистанцию, оставляйте запас места для маневра.
— Используйте вспомогательную систему торможения.
— Рекомендуется использование цепей на колёсах машины.
— Обязательно учитывайте риск заноса при экстренном торможении из-за блокировки колес прицепа.

Притормаживать двигателем на спуске можно только в исключительных случаях, так как это приводит его износу. При торможении колеса не должны проскальзывать. Чтобы этого избежать, надо выключить пониженную скорость, что поспособствует снижению вращения коленвала.

При заносе, держите ногу на педали сцепления, рулевое колесо поверните в сторону заноса, это выровняет машину.

При пробуксовке надо сбавить обороты, заблокировать дифференциал (с помощью регулятора на щитке) и начинать двигаться со второй повышенной передачи. После окончания трудого участка дифференциал необходимо разблокировать.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector